Содержание
1.
1.1
1.2
1.3
1.4.
1.5.
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
Целевой раздел
Пояснительная записка
Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий
Объем и сроки реализации программы
Цель и задачи программы
Планируемые результаты
Содержательный раздел
Учебный план
Содержание обучения
Система оценки достижения планируемых результатов
Календарный учебный график
Организационный раздел
Нормативно-правовое обеспечение
Методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
Кадровое обеспечение
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
3
3
4
4
4
5
5
5
10
12
12
12
13
13
14
14
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Друзья природы» (далее –
Программа) естественнонаучной направленности, модифицированная, модель реализации – модель
выравнивания доступности дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ
(слабослышащие). Вид деятельности – эколого-биологический.
Уровень программы – базовый.
Дидактической основой организации работы с детьми по реализации данной программы являются
следующие принципы:
• принцип свободы выбора режима освоения;
• принцип обучения в деятельности – обучение в процессе игровой, практической, проектноисследовательской деятельности;
• принцип вариативности – возможен выбор направления для более глубокого изучения в
рамках программы (проект «Огород на подоконнике», комнатные растения, экологический
мониторинг, физическое, биологическое исследование и т.д.);
• принцип модульности содержания, возможности взаимозачета результатов;
• принцип ориентации на предметные, метапредметные и личностные результаты;
• принцип психологической комфортности – создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стресс образующих факторов образовательной деятельности.
В образовательном процессе используются следующие педагогические технологии:
• личностно-ориентированного развивающего обучения;
• здоровьесберегающие;
• коллективно-творческой и проектно-исследовательской деятельности;
• командообразующие;
Программа ориентирована на расширение, углубление и практическое применение знаний,
полученных на уроках химии, биологии, физики, географии в школе.
Актуальность программы. Программа даёт возможность обобщить, систематизировать,
расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении живых организмов, о
законах природы и строении вещества, формирует естественнонаучную картину мира, что безусловно
способствует формированию всесторонне развитой личности. Также программа обеспечивает подготовку
ребят к олимпиадам, конкурсам различного уровня.
Отличительная особенность программы заключается в том, что она обеспечивает синтез
школьного и дополнительного образования, привлекает и мотивирует ребят к изучению естествознания
за счет прикосновения к самым интересным и захватывающим темам естественных наук в форме
занимательных уроков, максимального участия детей в разнообразных опытах, экспериментах,
исследованиях, которым нет места в школьной программе.
Новизна программы определяется в применении новых форм и современных технологий
обучения детей: объединение нескольких предметных областей в одной программе, обучение через
деятельность, применение цифровых технологий, проектно-исследовательская деятельность.
Адресат программы: программа ориентирована на детей от 10 до 16 лет, в том числе на детей с
ОВЗ (слабослышащих и обучающихся по адаптационным программам для детей с задержкой
психофизиологического развития). Количество обучающихся в группах 6-10 человек.
1.2. Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий
Форма обучения – очная, возможно использование дистанционных образовательных технологий.
Методы и приемы обучения:
• Словесные (рассказ, беседа, объяснение, пояснение);
• Наглядные (демонстрация, презентация, просмотр видеоматериалов);
• Практические (лабораторные и полевые опыты, исследования, эксперименты, упражнения,
посадка, наблюдение и уход за растениями в помещениях, наблюдение за живыми
объектами в природе);
• Проектные (создание и защита творческих проектов);
•
•
Игровые;
Командообразующие, упражнения на развитие коммуникационных навыков, навыка работы
в команде (методика КТД, педагогика успешности).
Тип занятий: комбинированный, практический, изучение нового материала, контрольный.
Формы занятий:
- традиционное занятие, практическая (лабораторная, исследовательская, творческая работа,
опытническая работа, диспут, игра на развитие метапредметных результатов, защита проекта, экскурсия.
Ведущее место на занятиях занимают методы, свойственные предметам естественнонаучного
цикла: наблюдение, эксперимент, полевые работы.
Для организации работы в дистанционном режиме педагог использует разработанные
информационные материалы, направляет обучающимся практические задания и дает обратную связь
каждому ребенку.
1.3. Объем и сроки реализации программы
Реализация программы рассчитана на 1 год обучения. Учебный год длится с 15 сентября по 15
июня. Объем учебных часов – 144. Проводятся групповые занятия 2 раза в неделю по 2 часа. Всего – 36
недель.
1.4. Цель и задачи программы
Цель программы – создание благоприятных условий для формирования и развития
познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность, формирование
естественнонаучной картины мира.
Задачи:
1. Воспитательные:
- воспитать всесторонне развитого, социально – адаптированного гражданина РФ.
- создать условия для возможного профессионального самоопределения.
- обеспечить формирование познавательной активности и культуры общения;
2. Развивающие:
- развивать навыки самостоятельной и коллективной работы, коммуникативные навыки;
- развивать умение думать, исследовать, общаться-высказываться, взаимодействовать, доводить
дело до конца и т.д.
- развивать мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение и т.д.;
- развивать эмоционально-ценностнное отношение к окружающему миру через опытноэкспериментальную деятельность;
3. Образовательные:
- создать условия для экспериментальной и практической деятельности;
- расширить и углубить знания по естествознанию;
- развивать у детей представления об основных физических явлениях (магнитное и земное
притяжение, электричество, отражение и преломление света, испарения, магнетизм, сила тяготения и
др.);
- развивать представления о свойствах веществ;
- дать возможность примерить на себя роль ученых различных отраслей области естествознания;
обучить умениям работать в команде, вести дискуссию, правильно коммуницировать с
одногруппниками и педагогом, осуществлять проектно-исследовательскую деятельность;
- формировать определенные умения и навыки использования приборов и инструментов
исследования (увеличительные стёкла, микроскоп, песочные часы, весы и т.д.).
1.5. Планируемые результаты
Программа построена по модульному принципу. Каждый модуль в разной форме и соотношении
реализует задачи программы.
В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы:
1. Предметные результаты:
✓ - знание основные естественнонаучные понятия и закономерности;
✓ представление об основных отраслях естествознания, о профессиях, связанных с
естественными науками;
✓ навыки проведения опытов и экспериментов по естествознанию;
✓ умение делать модели различных природных и антропогенных объектов, процессов;
✓ навыки проектно-исследовательской деятельности;
✓ навык использования готовых моделей (план, схемы, рисунки…) для реализации на
практике;
✓ умение использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ,
(цифровую технику, фото и видеокамеру), лабораторное оборудование и садовый
инвентарь.
2. Метапредметные результаты:
✓ культура общения и сотрудничества в процессе коллективно-творческой и коллективнотрудовой деятельности;
✓ навыки работы в команде;
✓ умение участвовать в диспуте, отстаивать свою точку зрения, убеждать, высказываться,
правильно коммуницировать;
✓ навыки поиска и обработки информации, работы с информацией, представленной в
виде схем, таблиц, наглядного материала, видео, презентации и пр.;
✓ умение слушать;
✓ рефлексия и саморефлексия.
3. Личностные результаты:
✓ любовь и бережное отношение к окружающему миру;
✓ наработки в сторону профессиональной ориентации и социальной адаптации.
2. Содержательный раздел
2.1. Учебный план
№
п/п
Название темы
Всего
часов
В том числе
теория
I
1.1
1.2
II
2.1
2.2
2.3
Сентябрь (10ч./3/7)
Вводные занятия
2
Вводное занятие.
1
Естествознание, как комплекс
наук. Что такое экология?
(Сборник 1, стр. 8)
Игры на знакомство,
1
командообразование.
Почувствуй себя ученым
142
Мой дом – Земля (Сборник, стр.
1
8)
Минипоход до р. Излучная.
1
Практика. Почувствуй себя
почвоведом. Изучение типов
почв по почвенному разрезу на
местности (Сборник, стр. 9)
Творческая мастерская
2
1
1
практи
ка
Формы
аттестации,
контроля
1
Творческая
работа
1
43
1
99
1
2
Таблицы
фиксации
результатов
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
2.15
Почувствуй себя натуралистом.
2
История юннатского движения.
Экскурсия «Живая и неживая
природа» по верхнему парку г.
Долинск. Повтор темы о
почвах. Сбор природных
материалов (шишек, листьев,
веточек и пр.) для поделок
Пищевые отношения в природе.
1
(Сборник 1, стр. 10)
Практика. Изучение внешнего
1
строения дождевого червя.
Октябрь (16ч./7/9)
Кто дышит для нас? (Сборник
1
1, с. 12)
Изучение здоровья деревьев и
1
динамических процессов
внутри них.
Опыт, исследование,
2
эксперимент. Занимательные
опыты.
Почувствуй себя антропологом.
2
«Построение ленты времени»
Творческая мастерская
Почувствуй себя фенологом.
2
Лабораторная работа №1.
2
опрос
1
1
1
1
Таблицы
фиксации
результатов
2
1
1
Творческий
проект
1
1
Таблицы
фиксации
результатов
Таблицы
фиксации
результатов
Почувствуй себя
исследователем, открывающим
невидимое. Лабораторная
работа №2
Почувствуй себя цитологом.
Моделирование клетки из
пластилина.
Почувствуй себя гистологом.
Лабораторная работа №3
2
1
1
2
1
1
2
1
1
Почувствуй себя биохимиком.
Лабораторная работа №4
2
1
1
Ноябрь (16ч./6/10)
2
1
1
2
Таблицы
фиксации
результатов
Таблицы
фиксации
результатов
2.16
Почувствуй себя
эволюционистом.
Моделирование макета
эволюции животного мира
2.17
Творческая мастерская
2
2.18
Почувствуй себя систематиком.
Моделирование конструктора
царств живой природы.
Почувствуй себя вирусологом.
Моделирование коллекции
вирусов.
2
1
1
Творческий
проект
модель
2
1
1
модель
2.19
2.20
2.21
2.22
2.23
2.24
2.25
2.26
2.27
2.28
2.29
2.30
2.31
2.32
2.33
2.34
Почувствуй себя
бактериологом.
Конструирование бактерий из
подручного материала.
Почувствуй себя микологом.
Лабораторная работа № 5
2
1
1
2
1
1
Почувствуй себя орнитологом.
Экскурсия: «Наполним
кормушки».
Почувствуй себя физиологом.
Эксперимент с растениями.
2
2
Декабрь (18ч/8/10)
Проектно-исследовательская
2
деятельность (далее – ПИД).
Выбор темы.
Проблематизация.
Целеполагание. Оформление.
(реализация на протяжении
последующих 5 месяцев с
защитой в мае)
ПИД. Сбор материала для
2
исследования. Оформление
дневников наблюдений.
ПИД. Наблюдение за живыми
2
объектами (наблюдение за
птицами и белками с
использованием бинокля и
телескопа)
Творческая мастерская
2
Почувствуй себя
2
аквариумистом.
Конструирование макета
аквариума.
Почувствуй себя зоогеографом.
2
Работа по карте.
Почувствуй себя этологом.
2
Наблюдение за домашним
питомцем. Участие в
фотоконкурсе «Юный
натуралист»
Почувствуй себя
2
фольклористом. Изучение
легенд о животных и растениях.
Почувствуй себя
2
палеонтологом. Виртуальная
экскурсия.
Январь (8ч./3/5)
Почувствуй себя следопытом.
2
Игра «Узнай животное»
Почувствуй себя ихтиологом.
2
Изучение жизненного цикла
модель
Таблицы
фиксации
результатов
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Таблицы
фиксации
результатов
Таблицы
фиксации
результатов
модель
2.35
2.36
2.37
2.38
2.39
2.40
2.41
2.42
2.43
2.44
2.45
2.46
2.47
2.48
2.49
2.50
2.51
2.52
2.53
2.54
2.55
лосося. Настольные игры.
Творческая мастерская
2
Почувствуй себя цветоводом и
2
агрономом. Высадка комнатных
растений. Огород на
подоконнике
Февраль (16ч./2/14)
ПИД. Планирование проектно2
исследовательской
деятельности. Ведение
дневника наблюдений.
ПИД. Фиксирование
2
результатов. Обработка
результатов.
Творческая мастерская
2
Почувствуй себя биологом.
4
Практика «Как покрасить
живые цветы?» Биологические
фокусы
Физиология растений. Практика
2
«Вегетативное размножение
растений»
Практика «Где прорастут
2
семена?» Час ребусов
Мастера маскировки. Фильм о
2
животных.
Март (20ч./7/13)
Чудо-пчелы (мастер-класс)
2
Разноцветный мир бабочек
2
Райские птички
2
Творческая мастерская
2
Почувствуй себя физиком.
2
Свет. Спектр. Оптические
явления. Физические опыты
(Перельман)
Электрические явления, сбор
2
электрической цепи.
Физические опыты.
Магнитное поле. Физические
2
опыты.
Почувствуй себя химиком.
2
Вещества и их группы.
Химические опыты.
Применение различных
2
химических веществ в быту.
Химические опыты.
Экскурсия на станцию
2
переливания крови
Апрель (16ч./5/11)
Почувствуй себя
2
фитодизайнером.
Моделирование клумбы.
Посадка семян цветов
Подводный мир. Практика с
2
1
2
1
1
1
1
1
проект
2
4
2
2
2
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
п/р
п/р
2.56
2.57
2.58
2.59
2.60
2.61
2.62
2.63
2.64
2.65
2.66
2.67
2.68
2.69
2.70
2.71
2.72
подводной камерой
Атмосфера. Влияние человека
2
на атмосферу (Сборник 1, стр.
19) Практика «Оценка
запыленности воздуха»)
Творческая мастерская
2
Гидросфера. Вода в жизни
2
людей (Сборник 1, стр. 13)
Определение качественного
состояния воды в реке (стр. 14)
Метеорология. Прогноз погоды
2
(Сборник 1, стр. 21, Сборник 2,
стр. 45) Практика «Проведение
метеорологических
исследований»
Составление эколого2
географической характеристики
района.
Почувствуй себя экологом.
2
Игра «где кто живет».
Экологический кроссворд
(Сборник 1, стр. 28)
Май (16ч./3/13)
Экосистема. Изучение
2
муравейника (Сборник 1, стр.
24) Практика «Муравейник как
модель экологических связей»
Почувствуй себя зоологом.
2
Экскурсия в зоопарк и на экоферму.
Творческая мастерская
2
Почувствуй себя
1
ботаником. Изучение
гербариев.
Определение растений по
1
атласу-определителю. Сбор
гербария
Исследование качества воды
2
методом биоиндикации
(Сборник 1, стр. 18)
Почувствуй себя экотуристом.
2
Озеро Тунайча.
Почувствуй себя энтомологом.
2
Отлов и идентификация
насекомых по атласуопределителю.
Изучение обитателей почвы
2
(Сборник № 1, стр. 31)
Вертикальная структура
растительного сообщества
(Сборник 2, стр. 5)
Изучение видового состава
растительного сообщества
Июнь (8ч./0/8)
2
2
1
1
1
2
1
1
1
Таблицы
фиксации
результатов
Таблицы
фиксации
результатов
Таблицы
фиксации
результатов
2
1
1
1
1
2
2
1
1
п/р
2
2
1
1
Таблицы
фиксации
результатов
2
Таблицы
фиксации
результатов
2
Таблицы
фиксации
результатов
Таблицы
фиксации
2
2.73
(Сборник 2, стр. 12)
Полевое описание почв
(Сборник 2, стр. 17)
2.74
Экскурсия в ботанический сад.
Всего
2
2
144
2
44
результатов
Таблицы
фиксации
результатов
2
100
2.2. Содержание обучения
Раздел 1. Вводные занятия (2 часа).
Теория: инструктаж по охране труда и технике безопасности при работе в лаборатории (кабинете)
и при проведении полевых опытов, экология;
Практика: рисование на тему «Экология», игры на знакомство и командообразование..
Раздел 2. Почувствуй себя ученым (142 часа).
Сентябрь (8 часов)
Теория: почвоведение, некоторые понятия экологии, типы почв, история юннатского движения,
пищевые отношения в природе
Практика: ознакомительная экскурсия на реку Излучная и верхнему парку г. Долинска, п/р
«Изучение типов почв по почвенному разрезу на местности», творческое занятие, заготовка природных
материалов для творчества, п/р «Изучение внешнего строения дождевого червя».
Октябрь (16 часов)
Теория: дендрология – раздел ботаники, изучающий деревья, представление об опытах,
исследованиях, экспериментах, жизнь деревьев, антропология – наука, изучающая человека, его
происхождение, развитие, кто такие фенологи, инструменты исследования (увеличительные приборы,
микроскоп), цитология – раздел биологии, изучающий клетки, их строение, функции и процессы,
гистология – раздел биологии, изучающий строение тканей организмов, биохимия наука о химическом
составе клеток и организмов.
Практика: п/р «Изучение здоровья деревьев и динамических процессов внутри них»,
занимательные опыты, п/р «Построение ленты времени», л/р № 1 «Моделирование этапов развития
семени фасоли», л/р № 2 «Работа с микроскопом», моделирование клетки, л/р № 3 «Строение тканей
живого организма», л/р № 4 «Химический состав растений».
Ноябрь (16 часов)
Теория: возникновение жизни на Земле. Эволюция, развитие живых организмов, систематика –
научная дисциплина, изучающая классификацию живых организмов, вирусология, бактериология,
микробиология, микология – наука о грибах, орнитология – раздел зоологии, изучающий птиц,
физиология – наука о жизненных процессах.
Практика: модель эволюции животного мира, модель царств живой природы, модель бактерии, л/р
№ 5 «Выращивание плесени, рассматривание ее под микроскопом», экскурсия в парк «Наполним
кормушки» (изготовление экокормушек), эксперименты с растениями.
Декабрь (18 часов)
Теория: основы проектно-исследовательской деятельности, кто такие биологи, физиология
растений, аквариумистика, биогеография – наука, изучающая закономерности географического
распространения и распределения организмов, этология – дисциплина зоологии, изучающая поведение
животных, фольклористы, палеонтология.
Практика: работа над проектами, модель аквариума, работа с картами, наблюдения за животными.
Январь (8 часов)
Теория: ихтиология, альтология, агрономия.
Практика: «Жизненный цикл лосося», настольные игры, игра «Узнай животное», высадка
комнатных растений, организация огорода на подоконнике.
Февраль (16 часов)
Теория: проектно-исследовательская деятельность (продолжение), физиология растений, кто такие
биологи.
Практика: п/р «Как покрасить живые цветы», биологические опыты, п/р «Вегетативное
размножение растений», п/р «Где прорастут семена?», просмотр фильмов.
Март (20 часов)
Теория: выборочные темы по биологии, уроки физики, свет, спектр, оптические явления,
электрические явления, магнитное поле, уроки химии: вещества и их свойства, применение химических
средств в быту.
Практика: мастер-класс о пчелах, физические и химические опыты, экскурсия на станцию
переливания крови.
Апрель (16 часов)
Теория: фитодизайн, обитатели подводного мира, атмосфера, атмосферные явления, гидросфера,
метеорология – основы,.
Практика: высадка семян цветов, практикум с подводной камерой на реке, п/р «Оценка
запыленности воздуха», «Определение качественного состояния воды в реке», п/р «проведение
метеорологических исследований», п/р «Составление эколого-географической карты района»,
экологический кроссворд.
Май (16 часов)
Теория: понятие экосистем, зоология, ботаника, энтомология.
Практика: п/р «Муравейник как модель экологических связей», экскурсия в зоопарк, изучение
гербариев, экскурсия на о. Тунайча, п/р «Отлов и идентификация насекомых по атласу-определителю»,
п/р «Изучение обитателей почвы».
Июнь (8 часов)
Практика: п/р «Вертикальная структура растительного сообщества», «Изучение видового состава
растительного сообщества», «Полевое описание почв», экскурсия в ботанический сад.
2.3. Система оценки достижения планируемых результатов
Уровень теоретической и практической подготовки проверяется по результатам текущей и
итоговой аттестации.
Критерии оценки составлены в соответствии с программой, охватывают все разделы учебного
плана и позволяют определить уровень обучающихся по освоению образовательной программы.
Уровень теоретической и практической подготовки оценивается в балльной системе.
Формы текущей аттестации по теоретической подготовке: опрос, распознавание по картинке,
таблицы фиксации результатов и пр. – по 1б.
Формы текущей аттестации по практической подготовке: все виды практических работ – по 2б.,
дневник наблюдений – 3б., проект или участие в конкурсе (по виду деятельности) – 4б.
Форма представления результатов итоговой аттестации – индивидуальная карта обучающегося,
в которую вносятся все данные текущей аттестации обучающегося.
Уровень подготовки:
• высокий уровень – обучающийся освоил практически весь материал 100-80%,
предусмотренный программой за конкретный период (полугодие, год);
• средний уровень – у обучающегося объём усвоенного материала составляет 70-50%;
• низкий уровень – обучающийся овладел менее, чем 50% объёма теоретических и
практических знаний, предусмотренных программой.
Обучающимся, освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются
свидетельства, форма которых утверждена локальным актом МБОУДО СЮН г. Долинск Сахалинской
области.
2.4. Календарный учебный график
Год
обучения
1
Дата начала
занятий
15.09.2023
Дата
окончания
занятий
15.06.2024
Кол-во
учебных
недель
36
Кол-во дней
Кол-во
часов
72
144
3. Организационный раздел
Режим
занятий
2 раза
неделю
в
Характеристика помещения для занятий по программе:
учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в
соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и
стеллажи для хранения лабораторного оборудования, учебной литературы и наглядных пособий.
2.1.
Нормативно – правовое обеспечение
Программа разработана в соответствии с правовыми нормативными документами:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
•
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
№
816
«Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
• Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «
Об организации осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ»;
• Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
14.08.2020
№ 831 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной
организации в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» и формату представления информации»;
• Приказ Минтруда Российской Федерации от 22.09.2021 № 652-н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006
№ 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования
детей»;
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016
№ ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»)
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015
№ АК-2563/05 «О методических рекомендациях»( вместе с методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации программ»);
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.06.2019
№ 03-1235 «О методических рекомендациях»
• «Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по
вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных
программ в сетевой форме» (утв. заместителем министра просвещения
Российской Федерации М.Н. Раковым 28.06.2019 № МР-81/02вн)
• Распоряжение Министерства образования Сахалинской области «Об
утверждении методических рекомендаций по проектированию и реализации
дополнительных общеобразовательных программ»
• Устав МБОУДО «Станция юных натуралистов» г. Долинск Сахалинской
области.
2.2.
Методическое обеспечение
14
•
•
•
•
•
•
рабочие тетради для школьников по подготовке и проведению учебноисследовательской деятельности «Навигатор исследователя»;
методическое пособие «Учебный проект»;
методические пособия и инструкции по проведению лабораторных опытов и
практических работ;
журналы, энциклопедии, литература по растениеводству, зоологии, лекарственным
растениям, красные книги и пр.
фотографии, иллюстрации, аудио-, видеоматериалы;
разработки деловых игр и игр по развитию коммуникационных навыков, навыков
работы в команде
Список литературы
Список педагогической литературы:
1. Справочник по огородничеству (Текст) / И. Емельянов, А. Гуцевич, М. Басин, Н.
Трошина, А. Кульченко. – М.: изд. и тип. Профиздата, 1945. - 152 с.
2. Чернова, Н.М. Основы экологии : Учеб. для 9-го кл. общеобразоват. учреждений / Н. М.
Чернова, В. М. Галушин, В. М. Константинов. - М. : Просвещение, 1997. - 240 с. - ISBN 5-09007683-9.
3. 1. Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные опыты с растениями. – Минск:
Народная асвета. 1991 – 204 с.
2. Верзилин Н. Н. Путешествие с домашними растениями. – М.: Педагогика-пресс, 1995г.
– 297 с.
3. Журкова Е. Н., Ильина Е. Я., Комнатные растения. – М.: Просвещение, 1968г. – 232 с.
4. Ола Ф., Дюпре Ж.-П. и другие, Занимательные опыты и эксперименты. – М.: Айриспресс, 2006г. – 128 с.
5. Ольгин О. М., Опыты без взрывов. – М.: Химия, 1986г. – 192 с.
6. Перельман Я. И., Занимательная физика. – М.: Наука, 1986г. – 352 с.
7. Поваляев О. А., Ярошевский М. Л., Юный физик. – ООО фирма «Снарк», 1998г. – 175 с.
Литература для родителей и обучающихся:
1. Леенсон И.А. Занимательная химия для детей и взрослых. – Мир энциклопедий,
Аванта+, Астрель, 2010г. - 366 с.
2. Журкова Е.Н. Удивительная химия. – Мир энциклопедий, Аванта+, Астрель, 2010г. –
256 с.
3. Стрельникова О.А. Из чего все сделано? Рассказы о веществе. – Издательство «Яуза»,
2011г. – 126 с.
4. Том Тит Научные забавы: интересные опыты, самоделки, развлечения. – Издательский
Дом Мещерякова, 2013 г. – 288 с.
2.3. Материально-технические условия реализации программы
•
•
•
•
•
•
•
•
•
ноутбук – 2 шт., МФУ, микрофон, акустическая система;
цифровой микроскоп;
программные продукты;
фотоаппарат;
точка беспроводного доступа Интернет;
аптечка первой помощи;
средства защиты (перчатки, халаты);
комплект лабораторного оборудования «Растения и их среда обитания;
прибор контроля параметров почвы;
15
•
•
•
•
•
•
•
•
коллекции растений, семян, живых организмов;
оборудование химической лаборатории;
комплекс для выращивания растений в искусственных условиях в закрытом объеме
«Фитотрон», оборудование для аэропоники.
гербарии, чучела, живые объекты, ископаемые;
макеты и муляжи организмов и отдельных органов;
таблицы, схемы, географические (зоогеографические) карты;
видеозаписи учебных и научно-популярных фильмов;
определители растений и животных;
2.4.
Кадровое обеспечение
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий
высшее образование по специальности «Инженер-биолог», прошедший аспирантуру по
направлению «Педагог-исследователь» и переподготовку по направлению «Педагог
дополнительного образования».