Содержание
1.
1.1
1.2
1.3
1.4.
1.5.
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
Целевой раздел
Пояснительная записка
Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий
Объем и сроки реализации программы
Цель и задачи программы
Планируемые результаты
Содержательный раздел
Учебный план
Содержание обучения
Система оценки достижения планируемых результатов
Календарный учебный график
Организационный раздел
Нормативно-правовое обеспечение
Методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
Кадровое обеспечение
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
3
3
4
4
4
5
6
6
12
15
15
15
15
16
17
17
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эко-огород» (далее –
Программа) естественнонаучной направленности, модифицированная, модель реализации – модель
выравнивания доступности дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ
(слабослышащие). Вид деятельности – сельскохозяйственный.
Уровень сложности программы – базовый.
Дидактической основой организации работы с детьми по реализации данной программы являются
следующие принципы:
• принцип свободы выбора режима освоения;
• принцип обучения в деятельности – обучение в процессе игровой, практической, проектноисследовательской деятельности;
• принцип вариативности – возможен выбор направления для более глубокого изучения в
рамках программы (проект «Огород на подоконнике», комнатные растения, культурные
растения, выращиваемые в Сахалинской области);
• принцип модульности содержания, возможности взаимозачета результатов;
• принцип ориентации на предметные, метапредметные и личностные результаты;
• принцип психологической комфортности – создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стресс образующих факторов образовательной деятельности.
В образовательном процессе используются следующие педагогические технологии:
• личностно-ориентированного развивающего обучения;
• здоровьесберегающие;
• коллективно-творческой и трудовой деятельности;
• командообразующие;
Актуальность программы определяется современной ситуацией на рынке продуктов питания
(ГМО-продукты, содержащие высокую концентрацию тяжелых металлов, нитратов продукты
промышленного овощеводства), исконной потребностью русского человека жить и работать на земле.
Сельскохозяйственное образование играет значительную роль в решении задач профориентации и
жизненного самоопределения учащихся. Ведь сегодня нам нужны не только люди, любящие землю,
природу, но и знающие, как сохранить плодородие почв, как и какие вырастить на участке культурные
растения, рационально распорядиться земельным ресурсом, выращенной продукцией.
Сельскохозяйственная подготовка экономически, экологически, биологически грамотных хозяев
земли становится важным фактором не только обеспечения потребностей сельского хозяйства, но и
социальной защиты выпускника школы.
Отличительная особенность программы заключается в целенаправленном развитии
метапредметных результатов через внедрение в образовательную и практическую деятельность игровых
моментов, специальных упражнений на развитие необходимых навыков, в объединении в одном виде
деятельности с целью формирования целостной картины мира нескольких направлений познавательной
деятельности (биология, химия, экология, математика, экономика). Ориентирована не на освоение
теоретической части, а на формирование практических навыков.
Новизна программы определяется в применении новых форм и современных технологий
обучения детей: объединение нескольких предметных областей в одной программе, обучение через
деятельность, применение цифровых технологий, проектно-исследовательская деятельность, агропоника,
агрофирма и пр.
Адресат программы: программа ориентирована на детей от 8 до 13 лет, в том числе на детей с
ОВЗ (слабослышащих и обучающихся по адаптационным программам для детей с задержкой
психофизиологического развития). Занятия проходят в группах и индивидуально. Условия набора:
принимаются все желающие. Количество обучающихся в группах: 6-10 человек.
1.2. Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий
Форма обучения – очная, возможно использование дистанционных образовательных технологий.
Методы и приемы обучения:
• Словесные (рассказ, беседа, объяснение, пояснение);
• Наглядные (демонстрация, презентация, просмотр видеоматериалов);
• Практические (лабораторные и полевые опыты, упражнения, посадка, наблюдение и уход за
растениями в помещениях, работа на участке);
•
•
•
Проектные (создание и защита творческих проектов);
Игровые;
Командообразующие, упражнения на развитие коммуникационных навыков, навыка работы
в команде (методика КТД, педагогика успешности).
Тип занятий: комбинированный, практический, изучение нового материала, контрольный.
Формы занятий:
- традиционное занятие, практическая (лабораторная, исследовательская, творческая работа,
опытническая работа с растениями в помещениях и на учебно-опытном участке), диспут, игра на
развитие метапредметных результатов, деловая игра, защита проекта, экскурсия.
Ведущее место на занятиях занимают методы, свойственные предметам естественнонаучного
цикла: наблюдение, эксперимент, полевые работы.
Для организации работы в дистанционном режиме педагог использует разработанные
информационные материалы, направляет обучающимся практические задания и дает обратную связь
каждому ребенку.
1.3. Объем и сроки реализации программы
Реализация программы рассчитана на 1 год обучения. Учебный год длится с 15 сентября по 15
июня. Объем учебных часов – 144. Проводятся групповые занятия 2 раза в неделю по 2 часа. Всего – 36
недель.
1.4. Цель и задачи программы
Цель программы – привитие обучающимся интереса и любви к природе и сельскому хозяйству,
углубление их знаний о физиологии растений, ознакомление с основами агробизнеса (создание
агрофирмы), развитие практических навыков и умений по выращиванию, хранению овощных, плодовых,
ягодных и цветочных культур, лекарственных трав в домашних условиях и в огороде.
Задачи:
1. Образовательные:
•
изучить многообразие овощных, плодово-ягодных, цветочных культур, лекарственных
растений и их значение в жизни человека;
•
расширить и углубить знания по биологии и экологии в области растениеводства;
•
формировать определенные умения и навыки по основам агрономии;
•
обучить умениям работать в команде, вести дискуссию, правильно коммуницировать с
одногруппниками и педагогом, осуществлять проектно-исследовательскую деятельность;
•
дать элементарные представления об агробизнесе, экономике сельского хозяйства.
2. Воспитательные:
•
Воспитать экологически грамотного, социально – адаптированного гражданина РФ.
•
Воспитать уважительное отношение к профессиям, связанными с землей, любовь к труду;
•
Создать условия для возможного профессионального самоопределения.
3. Развивающие:
•
Развить познавательный интерес к изучению растений и их взаимосвязи с условиями
произрастания.
•
Развить навыки самостоятельной и коллективной работы, коммуникативные навыки;
•
Развить умение думать, исследовать, общаться-высказываться, взаимодействовать,
доводить дело до конца и т.д.
1.5. Планируемые результаты
Программа построена по модульному принципу. Каждый модуль в разной форме и соотношении
реализует задачи программы.
В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы:
1. Предметные результаты:
✓ Знания основ растениеводства;
✓ умения распознавать овощные, полевые, плодовые, цветочные культуры, некоторые
комнатные и лекарственные растения, знание их свойств, способов использования и пр.,
проводить простейшую классификацию;
✓ навыки выращивания растений от стадии планирования до сбора урожая;
✓ взаимосвязи между основными направлениями и методами биотехнологии и их
значением в жизни человека;
✓ собственное отношение к фактам биотехнологического внедрения в повседневную
жизнь;
✓ навыки проектно-исследовательской деятельности, оформления и защиты проекта;
✓ привычки здорового питания;
✓ представления об экологии, экологически безопасных продуктах;
✓ понимание необходимости следовать инструкциям и правилам техники безопасности
при проведении наблюдений и опытов;
✓ навык использования готовых моделей (план, схемы, рисунки…) для реализации на
практике;
✓ умение использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ,
(цифровую технику, фото и видеокамеру), лабораторное оборудование и садовый
инвентарь.
2. Метапредметные результаты:
✓ культура общения и сотрудничества в процессе коллективно-творческой и коллективнотрудовой деятельности;
✓ навыки работы в команде;
✓ умение участвовать в диспуте, отстаивать свою точку зрения, убеждать, высказываться,
правильно коммуницировать;
✓ навыки поиска и обработки информации, работы с информацией, представленной в
виде схем, таблиц, наглядного материала, видео, презентации и пр.;
✓ умение слушать;
✓ рефлексия и саморефлексия.
3. Личностные результаты:
✓ любовь к труду, природе;
✓ наработки в сторону профессиональной ориентации и социальной адаптации;
✓ понимание того, что значит быть успешным, полезным для общества, качественно,
ответственно, со знанием дела выполнить работу, довести дело до конца, получить
ощутимый, материальный результат в деятельности.
2. Содержательный раздел
2.1. Учебный план
№
п/п
Название темы
Всего
часов
В том числе
теория
I
1.1
1.2
Ознакомление с программой.
Особенности растительных
организмов.
Инструктаж по ОТ и ТБ.
Профессиональная диагностика
склонностей и интересов
обучающихся. Особенности
надземной и подземной частей
растений.
Ознакомительная экскурсия на
10
3
-
практи
ка
7
Формы
аттестации,
контроля
1
тест
1
экскурсия
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
II
2.1
2.2
2.3
2.4
III
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
IV
4.1
4.2
учебно-опытный участок.
Разнообразие культурных
растений. Значение стебля,
корня, листьев, цветов, плодов
и семян.
Работа на учебно-опытном
участке.
Метаморфозы корня, стебля,
листа.
Творческая работа «Гербарий»
Важнейшие
сельскохозяйственные
культуры Сахалинской области.
Творческая работа «Гербарий»
Хранение и переработка
овощей и плодов.
Способы хранения. Метод
буртования.
Работа на учебно-опытном
участке.
Квашение, соление,
маринование овощей.
Заморозка, сушка,
консервирование.
Маринование малосольных
огурцов.
Мир лекарственных
растений.
История использования
лекарственных растений.
Командообразование: игры на
сплочение коллектива.
Виды дикорастущих
лекарственных растений
Сахалинской области.
Выход на природу для сбора
лекарственных растений.
Лекарственные растения,
выращиваемые на участках.
Сбор лекарственных растений
на учебно-опытном участке.
Части растений содержащие
биологически активные
вещества. Время сбора.
Сбор и дегустация фито-чаёв.
Агроэкология.
Агроэкосистемы. Роль
отдельных компонентов в
агросистемах: культурные
растения, насекомые,
фитопатогенные грибы, сорные
растения.
Работа на учебно-опытном
участке.
4
8
6
1
-
-
3
1
-
1
1
-
2
1
2
1
-
-
1
п/р
1
-
опрос
-
1
4
4
1
-
-
1
1
-
Распознавание
по картинкам
-
1
экскурсия
1
-
-
1
п/р
1
-
опрос
3
1
1
3
-
-
1
п/р
п/р
Распознавание
по картинкам
4.3
4.4
4.5
4.6
V
5.1
5.2
5.3
5.4
VI
6.1
6.2
VII
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
VIII
8.1
Экологические аспекты
интенсификации земледелия:
севообороты, селекция,
применение удобрений,
мелиорация земель, пестициды.
Лабораторная работа
«Сравнение уровня содержания
нитратов в овощах из магазина
и выращенных на участке»
Проблемы производства
экологически-безопасной
продукции. Источники
загрязнения, формы
нахождения в
сельскохозяйственной
продукции и почве.
Работа на учебно-опытном
участке.
Агробизнес
Понятие и структура
агробизнеса. Малые формы
хозяйствования.
Экономическая игра. Бизнес
план. Создание агрофирмы.
Экономическая игра «Рынок».
Реализация овощей и фиточаёв. Технология «Сарафан».
Подготовка участка к зиме.
Осенние работы на участке.
Состояние покоя растений.
Укрывные материалы. Укрытие
теплолюбивых растений:
винограда, роз, клематисов и
др.
Факторы роста и развития
растений.
Особенности физиологии
растений (воздушное и
корневое питание растений,
дыхание растений).
Гидропоника.
Экскурсия в совхоз
«Тепличный»
Растения Красной книги
Сахалинской области.
Викторина «Растения красной
книги»
Опыты по изучению процессов
дыхания и фотосинтеза.
Проектно-исследовательская
деятельность. Формирование
групп.
Выбор темы. Проблематизация.
Целеполагание. Оформление.
6
6
10
10
1
-
-
1
п/р
1
-
тест
-
1
1
1
5
-
опрос
-
1
п/р
-
2
2
п/р
п/р
2
1
4
2
1
2
2
8
1
-
-
3
-
2
1
-
-
1
Распознавание
по картинкам
викторина
-
2
п/р
3
7
3
-
п/р, опрос
Дневник
наблюдений
экскурсия
Проект (1
часть)
8.2
8.3
IX
9.1
9.2
X
10.1
10.2
10.3
10.4
10.5
XI
11.1
11.2
11.3
XII
12.1
12.2
12.3
12.4
XIII
13.1
13.2
(реализация на протяжении
последующих 5 месяцев с
защитой в мае)
Посадка культурных и
комнатных растений для
проектов.
Планирование проектноисследовательской
деятельности. Ведение
дневника наблюдений.
Почва.
Свойства почв. Структура
почвы. Водные свойства почвы.
Определение
гранулометрического состава
почвы.
Почвенные смеси.
Состав и свойства готовых
почвенных смесей.
Упражнения на развитие
коммуникативных навыков.
Смеси для овощных и
цветочных культур. Улучшение
почвы.
Подкормка комнатных
растений.
Определение основных свойств
смесей.
Микрозелень.
Микрозелень: её свойства и
практическое применение.
Просмотр видеороликов по
теме.
Знакомство с технологиями
выращивания микрозелени в
учебном кабинете.
Удобрения.
Основные элементы питания
растений. Основные макро и
микроудобрения.
Органические и
органоминеральные удобрения.
Лабораторная работа по теме
Применение минеральных
удобрений: за и против. Диспут.
Игра.
Агрометеорология и лунный
календарь.
Влияние погоды и климата на
растения. Методы
прогнозирования погоды.
Планирование посадок на
учебно-опытном участке, выбор
сортов с учетом климата района
2
6
8
4
6
-
5
п/р
-
2
Дневник
наблюдений
1
1
1
-
опрос
-
1
п/р
3
1
3
-
-
1
п/р
1
-
опрос
-
1
1
1
2
1
6
1
-
2
опрос
1
3
п/р
2
1
2
-
1
-
опрос
-
1
1
п/р
п/р
2
4
1
-
-
3
п/р
п/р
13.4
13.5
XIV
14.1
14.2
XV
15.1
15.2
15.3
15.4
15.5
15.6
15.7
15.8
XVI
16.1
16.2
16.3
16.4
XVII
17.1
и лунного календаря. Рисунок
или макет. Календарный план
посадок.
Способы влияния на
устойчивость растений к
неблагоприятным почвенноклиматическим условиям.
Народные приметы. Просмотр
мультфильма о сельском
хозяйстве и жизни в селе.
Селекция.
Методы получения новых
сортов и гибридов.
Метод генной модификации.
Фитопатология и
энтомология.
Фитопатология как наука.
Грибы, как возбудители
болезней растений.
Составление памятки
«Основные болезни культурных
растений»
Бактерии.
Практическая работа
«Определение по рисунку
пораженных растений.
Зарисовка объектов».
Энтомология как наука.
Вредители овощных и
плодовых культур.
Практическая работа
«Определение вредителей
сельскохозяйственных
растений»
Методы профилактики
болезней овощных и плодовых
культур.
Практическая работа «Огород
на подоконнике».
Защита растений от болезней,
вредителей и сорняков.
Методы и способы борьбы с
болезнями, вредителями и
сорняками.
Организационные,
механические и химические
мероприятия.
Разнообразие пестицидов и
экономическая эффективность
применения их.
Практическая работа «Огород
на подоконнике».
Семена. Посевные качества
семян.
Изучение строения и хранения
2
10
6
8
опрос
1
-
-
1
1
1
1
-
4
1
6
1
-
-
1
п/р
1
-
1
п/р
1
-
-
1
п/р
1
-
опрос
-
3
Дневник
наблюдений
3
3
1
-
1
-
1
-
опрос
-
3
Дневник
наблюдений
2
6
1
-
п/р
семян. Разнообразие семян.
Практическая работа
«Сортировка и подготовка
семян к посадке».
17.3 Дезинфекция и обогащение
семян.
17.4 Просмотр обучающего видео.
17.5 Посев семян овощей и цветов
на рассаду.
XVIII Субстраты для возделывания
растений.
18.1 Дополнительные субстраты:
торфяные и кокосовые
наполнители. Их свойства,
значение, применение.
18.2 Пересадка всходов комнатных
растений в горшки.
18.3 Дополнительные субстраты:
вермикулит, перлит и др. Их
свойства, значение,
применение.
18.4 Практическая работа «Огород
на подоконнике».
XIX Растениеводство и
земледелие.
19.1 Новые технологии
растениеводства и точное
земледелие. Просмотр видео
«Инновационные и
перспективные технологии в
растениеводстве»
19.2 Агротехника природного
земледелия.
19.3 Практическая работа
«Разработка агротехники
выращивания томатов».
19.4 Особенности возделывания
овощных, плодовых и зерновых
культур.
19.5 Сортировка всходов на рассаду.
17.2
XX
20.1
20.2
20.3
20.4
XXI
Овощеводство и
плодоводство.
Овощеводство, как отрасль
растениеводства.
Ягодоводство, как отрасль
растениеводства.
Плодоводство, как отрасль
растениеводства.
Весенние работы на учебноопытном участке. Подготовка к
посеву овощных и плодовых
культур.
Кислотность и щелочность
почв.
6
6
6
2
п/р
-
2
1
-
-
1
3
2
4
1
-
-
2
1
-
-
2
3
3
1
-
1
-
-
1
п/р
1
-
опрос
-
2
Дневник
наблюдений
3
3
1
-
1
-
1
-
тест
-
3
Дневник
наблюдений
1
1
опрос
Дневник
наблюдений
Дневник
наблюдений
опрос
Дневник
наблюдений
21.1
XXII
22.1
22.2
22.3
22.4
Кислотность почв, способы ее
определения и нейтрализации.
Щелочность почвы: виды,
способы устранения
Экспериментальная
агрономия
Элементы, методики полевого
опыта. Выдача памяток.
Составление обработок почвы
под разные культуры.
Заседание агрофирмы.
Реализация саженцев.
Распределение доходов.
Подведение итогов.
Сорные растения, борьба с
сорняками.
22.5
Защита проектов
22.5
Работа на учебно-опытном
участке (посев овощных и
плодовых культур, высадка
саженцев, народные и
биологические средства защиты
растений и п.р.). Полевой опыт.
Всего
12
1
3
9
1
-
Тест
-
1
п/р
1
1
1
-
2
144
Опрос, п/р
1
-
5
51
93
Распознавание
по картинке и
на участке
Проект (часть
2)
п/р
2.2. Содержание обучения
Раздел 1. Ознакомление с программой. Особенности растительных организмов (10 часов).
Теория: инструктаж по охране труда и технике безопасности при работе в лаборатории (кабинете)
и на учебно-опытном участке; особенности надземной и подземной частей растений. Разнообразие
культурных растений; значение стебля, корня, листьев, цветов, плодов и семян. Метаморфозы корня,
стебля, листа; знакомство с важнейшими сельскохозяйственными культурами Сахалинской области;
выяснение роли зелёных растений в жизни человека; диагностика склонностей и интересов
обучающихся.
Практика: осенние работы на учебно-опытном участке, сбор урожая; изготовление гербария
(сорняки, лекарственные, культурные растения).
Раздел 2. Хранение и переработка овощей и плодов (4 часа).
Теория: способы хранения, методы буртования, квашения, соления, маринование, заморозка,
сушка, консервирование.
Практика: укладка моркови на зиму, соление малосольных огурцов, работа на учебно-опытном
участке.
Раздел 3. Мир лекарственных растений (8 часов).
Теория: история использования лекарственных растений; дикорастущие лекарственные растения
Сахалинской области, где и когда можно их собирать, польза; какие лекарственные растения можно
вырастить на огороде и дома, как правильно сушить и хранить; части растений, содержащие
биологически активные вещества, знакомство с литературой о лекарственных травах.
Практика: сбор доступных в осеннее время года трав, поиск и распознавание трав в поле, лесу;
сбор витаминного фито-чая, дегустация.
Раздел 4. Агроэкология (6 часов).
Теория: агроэкосистемы; роль отдельных компонентов в агросистемах (культурные растения,
насекомые, фитопатогенные грибы, сорные растения); экологические аспекты интенсификации
земледелия, знакомство с понятиями селекция, севооборот, удобрения, мелиорация, пестициды;
проблемы производства экологически безопасной продукции; источники загрязнения, формы нахождения
загрязнений в с/х продукции и почве.
Практика: лабораторная работа «Сравнение уровня содержания нитратов в овощах из магазина и
выращенных на участке», работа на учебно-опытном участке, общее знакомство с тем, как подкормить
растения без использования удобрений промышленного производства, состав почвы на участке,
заготовка компоста.
Раздел 5. Агробизнес (6 часов).
Теория: общие сведения об агробизнесе, структура, формы хозяйствования, составляющие
аграрного бизнеса, типы хозяйств, бизнес-план.
Практика: изучение особенностей организации предпринимательской деятельности в действии,
через игру «Рынок», через создание модели агрофирмы. Первое заседание. Принятие НПА фирмы,
создание ее структуры, определение целей, направлений деятельности, ценовой политики и т.д.;
подготовка к реализации, реклама и продажа фитосборов и с/х продукции, выращенной на участке
(технология «Сарафан», рынок с/х продукции).
Раздел 6. Подготовка участка к зиме (6 часов).
Теория: состояние покоя растений; укрывные материалы, схема действий.
Практика: работа на участке, укрытие фруктовых деревьев, клематисов, винограда и пр.
Раздел 7. Факторы роста и развития растений (10 часов).
Теория: особенности физиологии растений (воздушное и корневое питание растений, дыхание
растений); растения Красной книги Сахалинской области; гидропонные технологии.
Практика: выращивание растений на гидропонной ферме (начало), викторина по растениям
Красной книги, лабораторные опыты по изучению процессов дыхания и фотосинтеза, экскурсия в совхоз
«Тепличный» (для ознакомления с гидропонными технологиями).
Раздел 8. Проектно-исследовательская деятельность. Формирование групп (10 часов).
Теория: обучению методу проектов; выбор темы, проблематизация, целеполагание.
Практика: начало реализации проектов по направлениям «Огород на подоконнике», «Комнатное
растение» (на выбор) или иное; посадка культурных и комнатных растений для эксперимента (томаты,
огурцы, лук, петрушка, клубника и пр., несколько видов комнатных растений). Реализация проектов на
протяжении 5 месяцев с защитой в мае.
Раздел 9. Почва (2 часа).
Теория: свойства почв; структура почвы; водные свойства почвы.
Практика; п/р «Определение гранулометрического состава почвы».
Раздел 10. Почвенные смеси (6 часов).
Теория: состав и свойства готовых почвенных смесей; смеси для овощных и цветочных культур;
улучшение почвы; определение основных свойств смесей.
Практика: уход за растениями, подкормка, игры на развитие коммуникативных навыков, ведение
дневников наблюдений.
Раздел 11. Микрозелень (8 часов).
Теория: микрозелень, ее свойства и практическое применение; технологии выращивания
микрозелени.
Практика: посадка микрозелени. Наблюдение за ростом растений.
Раздел 12. Удобрения (4 часа).
Теория: основные элементы питания растений; микро и макроудобрения; органические и
органоминеральные удобрения.
Практика: лабораторная работа, диспут «Применение минеральных удобрений: за и против»
(игра).
Раздел 13. Агрометеорология и лунный календарь (6 часов).
Теория: влияние погоды и климата на растения; методы прогнозирования погоды; способы
влияния на устойчивость растений к неблагоприятным почвенно-климатическим условиям.
Практика: подборка семян для посадки на участке, планирование участка, создание календарного
плана посадок с учетом лунного календаря и климатических условий. Просмотр советских мультфильмов
о жизни на селе. Беседы о народных приметах.
Раздел 14. Селекция (2 часа).
Теория: общее знакомство с темой; методы получения новых сортов и гибридов; метод генной
модификации, генно-модифицированные продукты.
Раздел 15. Фитопатология и энтомология (10 часов).
Теория: Фитопатология, как наука; грибы, как возбудители болезней растений; бактерии; общая
морфология и физиология возбудителей; энтомология, как наука; морфологические и
биологические
признаки насекомых-вредителей; вредители овощных и плодовых культур.
Практика: составление памятки «Основные болезни культурных растений»; Практическая работа
«Определение вредителей с/х растений», «Определение по рисунку пораженных растений. Зарисовка
объектов», наблюдение за растениями, дневники наблюдений, фото и видеосъемка.
Раздел 16. Защита растений от болезней, вредителей и сорняков (6 часов).
Теория: методы и способы борьбы с болезнями, вредителями и сорняками; организационные,
механические и химические мероприятия; разнообразие пестицидов и экономическая эффективность
применения их.
Практика: наблюдения за ростом и развитием растений, уход за растениями, дневники наблюдений.
Раздел 17. Семена. Посевные качества семян (8 часов).
Теория: изучение строения и хранение семян; разнообразие семян.
Практика: дезинфекция и обогащение семян, посев семян на рассаду. Заседание агрофирмы:
сколько и какие цветы следует посадить для последующей реализации на рынке.
Раздел 18. Субстраты для возделывания растений (6 часов).
Теория: дополнительные субстраты, торфяные и кокосовые наполнители, их свойства, значение,
применение; вермикулит, перлит и др., свойства, значение, применение.
Практика: пересадка всходов комнатных растений в горшки, изготовление подходящей смеси с
использованием субстратов.
Раздел 19. Растениеводство и земледелие (6 часов).
Теория: новые технологии растениеводства и точное земледелие; агротехника природного
земледелия; еще раз о минеральных и органических удобрениях; вред и польза; особенности
возделывания овощных, плодовых и зерновых культур.
Практика: практическая работа «Разработка агротехники выращивания томатов», изготовление
памятки, сортировка всходов на рассаду.
Раздел 20. Овощеводство и плодоводство (6 часов).
Теория: овощеводство и плодоводство, как отрасль растениеводства; биологические особенности и
ботанические свойства овощных и плодовых культур; ягодоводство, как отрасль растениеводства;
ягодные культуры, их биологические особенности.
Практика: весенние работы на учебно-опытном участке.
Раздел 21. Кислотность и щелочность почв (2 часа).
Теория: кислотность и щелочность почв, способы определения и нейтрализации.
Практика: измерение уровня кислотности почвы, устранение в случае необходимости.
Раздел 22. Экспериментальная агрономия (12 часов).
Теория: элементы, методики полевого опыта, выдача памяток. Сорные растения, борьба с
сорняками.
Практика: защита проектов, работа агрофирмы по реализации саженцев цветов, подведение
итогов, работы на участке (вскапывание земли, посев семян и посадка рассады и пр. работы).
2.3. Система оценки достижения планируемых результатов
Уровень теоретической и практической подготовки проверяется по результатам текущей,
промежуточной и итоговой аттестации.
Критерии оценки составлены в соответствии с программой, охватывают все разделы учебного
плана и позволяют определить уровень обучающихся по освоению образовательной программы.
Уровень теоретической и практической подготовки оценивается в балльной системе.
Формы текущей аттестации по теоретической подготовке: опрос, распознавание по картинке,
тестирование – по 1б.
Формы текущей аттестации по практической подготовке: все виды практических работ – по 2б.,
дневник наблюдений – 3б., проект или участие в конкурсе (по виду деятельности) – 4б.
Форма представления результатов промежуточной и итоговой аттестации – индивидуальная
карта обучающегося, в которую вносятся все данные текущей аттестации обучающегося.
Уровень подготовки:
• высокий уровень – обучающийся освоил практически весь материал 100-80%,
предусмотренный программой за конкретный период (полугодие, год);
• средний уровень – у обучающегося объём усвоенного материала составляет 70-50%;
• низкий уровень – обучающийся овладел менее, чем 50% объёма теоретических и
практических знаний, предусмотренных программой.
Обучающимся, освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются
свидетельства, форма которых утверждена локальным актом МБОУДО СЮН г. Долинск Сахалинской
области.
2.4. Календарный учебный график
Год
обучения
1
Дата начала
занятий
15.09.2023
Дата
окончания
занятий
15.06.2024
Кол-во
учебных
недель
36
Кол-во дней
Кол-во
часов
72
144
Режим
занятий
2 раза
неделю
в
3. Организационный раздел
Характеристика помещения для занятий по программе:
учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в
соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и
стеллажи для хранения лабораторного оборудования, учебной литературы и наглядных пособий.
3.1.
Нормативно – правовое обеспечение
Программа разработана в соответствии с правовыми нормативными документами:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 № 882/391 « Об организации осуществления образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
14.08.2020
№ 831 «Об утверждении требований к структуре официального сайта
образовательной организации в информационно-телекоммуникационной
сети
«Интернет» и формату представления информации»;
Приказ Минтруда Российской Федерации от 22.09.2021 № 652-н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
11.12.2006
№ 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.03.2016
№ ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»)
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
28.08.2015
№ АК-2563/05 «О методических рекомендациях»( вместе с методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации программ»);
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
26.06.2019
№ 03-1235 «О методических рекомендациях»
«Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по
вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных
16
•
•
программ в сетевой форме» (утв. заместителем министра просвещения
Российской Федерации М.Н. Раковым 28.06.2019 № МР-81/02вн)
Распоряжение Министерства образования Сахалинской области «Об
утверждении методических рекомендаций по проектированию и
реализации дополнительных общеобразовательных программ»
Устав МБОУДО «Станция юных натуралистов» г. Долинск Сахалинской области.
3.2.
•
•
•
•
•
•
•
Методическое обеспечение
схемы составления бизнес-планов;
рабочие тетради для школьников по подготовке и проведению учебноисследовательской деятельности «Навигатор исследователя»;
методическое пособие «Учебный проект»;
методические пособия и инструкции по проведению лабораторных опытов и
практических работ;
журналы, энциклопедии, литература по растениеводству, лекарственным
растениям, красные книги и пр.
фотографии, иллюстрации, аудио-, видеоматериалы;
разработки деловых игр и игр по развитию коммуникационных навыков, навыков
работы в команде
Список литературы
Список
литературы,
использованной
при
написании
программы
и
рекомендованнойпедагогам для освоения данного вида деятельности:
1. Основы технологии сельскохозяйственного производства. Земледелие и
растениеводство: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям
"Землеустройство", "Земел. Кадастр" / В. С. Никляев, В. С. Косинский, В. В. Ткачев, А. А.
Сучилина/ Под ред. В. С. Никляева. - М. : Былина, 2000. - 555 с. - ISBN 5-933 84-013-0.
2. Справочник по огородничеству (Текст) / И. Емельянов, А. Гуцевич, М. Басин, Н.
Трошина, А. Кульченко. – М.: изд. и тип. Профиздата, 1945. - 152 с.
3. Евтефеев, Ю.В. Основы агрономии: учебное пособие для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по специальности 110401 "Зоотехния" / Ю. В. Евтефеев, Г.
М. Казанцев.
– М.: Форум, 2008. - 366 с. - ISBN 978-5-91134-171-8.
4. Чернова, Н.М. Основы экологии : Учеб. для 9-го кл. общеобразоват. учреждений / Н.
М. Чернова, В. М. Галушин, В. М. Константинов. - М. : Просвещение, 1997. - 240 с. - ISBN 509- 007683-9.
5. Филатов, Н.А. Пригородное овощеводство (Текст) / Н. А. Филатов, заслуж. агр.
РСФСР.
– М.: Сельхозгиз, 1959. - 428 с.
6. Сельскохозяйственная энциклопедия (Текст) / ред. совет: Я. А. Анисимов, Н. И.
Вавилов, И. Д. Верменичев... (и др.)/ глав. ред. В. П. Милютин. – М.: Советская энциклопедия
Огиз РСФСР, 1932-1936.
7. Щукин, С.В. Опытническая работа учащихся на учебно-опытном участке (Текст). –
М.:Просвещение, 1971. - 207 с.
8. Сад, огород, цветник (Текст): Советы садоводам / А.А. Христо, Н.Г. Сенина, Г.К.
Машьянова и др. - Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1978. - 256 с.
9. Сельскохозяйственный энциклопедический словарь/ Редкол.: В. К. Месяц (гл. ред.) и
др. - М.: Сов. энцикл., 1989. - 655 с.
Список литературы, рекомендованной обучающимся для успешного освоения
17
данной программы и родителям в целях расширения диапазона образовательного
воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании детей:
1. Герасименко, В.П. Практикум по агроэкологии: учебное пособие для студентов
сельскохозяйственных вузов, обучающихся по специальности 110102 - Агроэкология / В. П.
Герасименко. - Санкт-Петербург [и др.]: Лань, 2009. - 427 с. - ISBN 978-5-8114-0939-6.
2. Витковский, В.Л. Плодовые растения мира = Fruit plants of the world / В. Л.
Витковский; Всерос. НИИ растениеводства им. Н. И. Вавилова (ВИР). - СПб. [и др.] : Лань,
2003. - 591 с. - ISBN 5-8114-0477-8 : 3000
3. Элворти, Джо. Как вырастить свой сад (Текст): для младшего школьного возраста /
Джо Элворти ; иллюстрации Элеанор Тэйлор ; перевод с английского Ирины Трофимовой. –
М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 70 с. - ISBN 978-5-00117-446-2.
4. Рохлов, В.С. Занимательная ботаника: книга для учащихся, учителей и родителей / В.
С. Рохлов, А. В. Теремов, Р. А. Петросова. – М.: АСТ-Пресс, 1998. - 430 с. - ISBN 5-7805-02706.
5. Щербакова, Ю.В. Интеллектуальные игры для школьников. Биология (Текст) : 6+ /
Ю. В. Щербакова, И. С. Козлова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 222 с. - ISBN 978-5-22223830-1
3.3.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Материально-технические условия реализации программы
ноутбук – 2 шт., МФУ, микрофон, акустическая система;
цифровой микроскоп;
программные продукты;
фотоаппарат;
точка беспроводного доступа Интернет;
теплица сезонная;
садовый инвентарь, тачки, контейнеры для рассады, укрывной материал, пленка и
пр.;
учебно-опытный участок – 12 соток;
гидропонная ферма;
аптечка первой помощи;
средства защиты (перчатки, халаты);
комплект лабораторного оборудования «Растения и их среда обитания;
прибор контроля параметров почвы;
коллекция семян культурных растений;
коллекция минеральных удобрений;
коллекция вредителей сельскохозяйственных культур;
муляжи плодово-ягодных культур, корнеплодов;
гербарии
нитратомер
3.4.
Кадровое обеспечение
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий
высшее образование по специальности «Педагог дополнительного образования».
18