Эко-огород сертифиц23

Содержание

1.
1.1
1.2
1.3
1.4.
1.5.
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
3.
3.1
3.2
3.3
3.4

Целевой раздел
Пояснительная записка
Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий
Объем и сроки реализации программы
Цель и задачи программы
Планируемые результаты
Содержательный раздел
Учебный план
Содержание обучения
Система оценки достижения планируемых результатов
Календарный учебный график
Организационный раздел
Нормативно-правовое обеспечение
Методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
Кадровое обеспечение

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка

3
3
4
4
4
5
6
6
12
15
15
15
15
16
17
17

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эко-огород» (далее –
Программа) естественнонаучной направленности, модифицированная, модель реализации – модель
выравнивания доступности дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ
(слабослышащие). Вид деятельности – сельскохозяйственный.
Уровень сложности программы – базовый.
Дидактической основой организации работы с детьми по реализации данной программы являются
следующие принципы:
• принцип свободы выбора режима освоения;
• принцип обучения в деятельности – обучение в процессе игровой, практической, проектноисследовательской деятельности;
• принцип вариативности – возможен выбор направления для более глубокого изучения в
рамках программы (проект «Огород на подоконнике», комнатные растения, культурные
растения, выращиваемые в Сахалинской области);
• принцип модульности содержания, возможности взаимозачета результатов;
• принцип ориентации на предметные, метапредметные и личностные результаты;
• принцип психологической комфортности – создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стресс образующих факторов образовательной деятельности.
В образовательном процессе используются следующие педагогические технологии:
• личностно-ориентированного развивающего обучения;
• здоровьесберегающие;
• коллективно-творческой и трудовой деятельности;
• командообразующие;
Актуальность программы определяется современной ситуацией на рынке продуктов питания
(ГМО-продукты, содержащие высокую концентрацию тяжелых металлов, нитратов продукты
промышленного овощеводства), исконной потребностью русского человека жить и работать на земле.
Сельскохозяйственное образование играет значительную роль в решении задач профориентации и
жизненного самоопределения учащихся. Ведь сегодня нам нужны не только люди, любящие землю,
природу, но и знающие, как сохранить плодородие почв, как и какие вырастить на участке культурные
растения, рационально распорядиться земельным ресурсом, выращенной продукцией.
Сельскохозяйственная подготовка экономически, экологически, биологически грамотных хозяев
земли становится важным фактором не только обеспечения потребностей сельского хозяйства, но и
социальной защиты выпускника школы.
Отличительная особенность программы заключается в целенаправленном развитии
метапредметных результатов через внедрение в образовательную и практическую деятельность игровых
моментов, специальных упражнений на развитие необходимых навыков, в объединении в одном виде
деятельности с целью формирования целостной картины мира нескольких направлений познавательной
деятельности (биология, химия, экология, математика, экономика). Ориентирована не на освоение
теоретической части, а на формирование практических навыков.
Новизна программы определяется в применении новых форм и современных технологий
обучения детей: объединение нескольких предметных областей в одной программе, обучение через
деятельность, применение цифровых технологий, проектно-исследовательская деятельность, агропоника,
агрофирма и пр.
Адресат программы: программа ориентирована на детей от 8 до 13 лет, в том числе на детей с
ОВЗ (слабослышащих и обучающихся по адаптационным программам для детей с задержкой
психофизиологического развития). Занятия проходят в группах и индивидуально. Условия набора:
принимаются все желающие. Количество обучающихся в группах: 6-10 человек.
1.2. Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий
Форма обучения – очная, возможно использование дистанционных образовательных технологий.
Методы и приемы обучения:
• Словесные (рассказ, беседа, объяснение, пояснение);
• Наглядные (демонстрация, презентация, просмотр видеоматериалов);
• Практические (лабораторные и полевые опыты, упражнения, посадка, наблюдение и уход за
растениями в помещениях, работа на участке);

•
•
•

Проектные (создание и защита творческих проектов);
Игровые;
Командообразующие, упражнения на развитие коммуникационных навыков, навыка работы
в команде (методика КТД, педагогика успешности).
Тип занятий: комбинированный, практический, изучение нового материала, контрольный.
Формы занятий:
- традиционное занятие, практическая (лабораторная, исследовательская, творческая работа,
опытническая работа с растениями в помещениях и на учебно-опытном участке), диспут, игра на
развитие метапредметных результатов, деловая игра, защита проекта, экскурсия.
Ведущее место на занятиях занимают методы, свойственные предметам естественнонаучного
цикла: наблюдение, эксперимент, полевые работы.
Для организации работы в дистанционном режиме педагог использует разработанные
информационные материалы, направляет обучающимся практические задания и дает обратную связь
каждому ребенку.
1.3. Объем и сроки реализации программы
Реализация программы рассчитана на 1 год обучения. Учебный год длится с 15 сентября по 15
июня. Объем учебных часов – 144. Проводятся групповые занятия 2 раза в неделю по 2 часа. Всего – 36
недель.
1.4. Цель и задачи программы
Цель программы – привитие обучающимся интереса и любви к природе и сельскому хозяйству,
углубление их знаний о физиологии растений, ознакомление с основами агробизнеса (создание
агрофирмы), развитие практических навыков и умений по выращиванию, хранению овощных, плодовых,
ягодных и цветочных культур, лекарственных трав в домашних условиях и в огороде.
Задачи:
1. Образовательные:
•
изучить многообразие овощных, плодово-ягодных, цветочных культур, лекарственных
растений и их значение в жизни человека;
•
расширить и углубить знания по биологии и экологии в области растениеводства;
•
формировать определенные умения и навыки по основам агрономии;
•
обучить умениям работать в команде, вести дискуссию, правильно коммуницировать с
одногруппниками и педагогом, осуществлять проектно-исследовательскую деятельность;
•
дать элементарные представления об агробизнесе, экономике сельского хозяйства.
2. Воспитательные:
•
Воспитать экологически грамотного, социально – адаптированного гражданина РФ.
•
Воспитать уважительное отношение к профессиям, связанными с землей, любовь к труду;
•
Создать условия для возможного профессионального самоопределения.
3. Развивающие:
•
Развить познавательный интерес к изучению растений и их взаимосвязи с условиями
произрастания.
•
Развить навыки самостоятельной и коллективной работы, коммуникативные навыки;
•
Развить умение думать, исследовать, общаться-высказываться, взаимодействовать,
доводить дело до конца и т.д.
1.5. Планируемые результаты
Программа построена по модульному принципу. Каждый модуль в разной форме и соотношении
реализует задачи программы.
В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы:

1. Предметные результаты:
✓ Знания основ растениеводства;
✓ умения распознавать овощные, полевые, плодовые, цветочные культуры, некоторые
комнатные и лекарственные растения, знание их свойств, способов использования и пр.,
проводить простейшую классификацию;
✓ навыки выращивания растений от стадии планирования до сбора урожая;
✓ взаимосвязи между основными направлениями и методами биотехнологии и их
значением в жизни человека;
✓ собственное отношение к фактам биотехнологического внедрения в повседневную
жизнь;
✓ навыки проектно-исследовательской деятельности, оформления и защиты проекта;
✓ привычки здорового питания;
✓ представления об экологии, экологически безопасных продуктах;
✓ понимание необходимости следовать инструкциям и правилам техники безопасности
при проведении наблюдений и опытов;
✓ навык использования готовых моделей (план, схемы, рисунки…) для реализации на
практике;
✓ умение использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ,
(цифровую технику, фото и видеокамеру), лабораторное оборудование и садовый
инвентарь.
2. Метапредметные результаты:
✓ культура общения и сотрудничества в процессе коллективно-творческой и коллективнотрудовой деятельности;
✓ навыки работы в команде;
✓ умение участвовать в диспуте, отстаивать свою точку зрения, убеждать, высказываться,
правильно коммуницировать;
✓ навыки поиска и обработки информации, работы с информацией, представленной в
виде схем, таблиц, наглядного материала, видео, презентации и пр.;
✓ умение слушать;
✓ рефлексия и саморефлексия.
3. Личностные результаты:
✓ любовь к труду, природе;
✓ наработки в сторону профессиональной ориентации и социальной адаптации;
✓ понимание того, что значит быть успешным, полезным для общества, качественно,
ответственно, со знанием дела выполнить работу, довести дело до конца, получить
ощутимый, материальный результат в деятельности.
2. Содержательный раздел
2.1. Учебный план
№
п/п

Название темы

Всего
часов

В том числе
теория

I

1.1

1.2

Ознакомление с программой.
Особенности растительных
организмов.
Инструктаж по ОТ и ТБ.
Профессиональная диагностика
склонностей и интересов
обучающихся. Особенности
надземной и подземной частей
растений.
Ознакомительная экскурсия на

10

3

-

практи
ка
7

Формы
аттестации,
контроля

1

тест

1

экскурсия

1.3

1.4
1.5
1.6
1.7

1.8
II
2.1
2.2
2.3

2.4
III
3.1
3.2
3.3

3.4
3.5
3.6
3.7

3.8
IV
4.1

4.2

учебно-опытный участок.
Разнообразие культурных
растений. Значение стебля,
корня, листьев, цветов, плодов
и семян.
Работа на учебно-опытном
участке.
Метаморфозы корня, стебля,
листа.
Творческая работа «Гербарий»
Важнейшие
сельскохозяйственные
культуры Сахалинской области.
Творческая работа «Гербарий»
Хранение и переработка
овощей и плодов.
Способы хранения. Метод
буртования.
Работа на учебно-опытном
участке.
Квашение, соление,
маринование овощей.
Заморозка, сушка,
консервирование.
Маринование малосольных
огурцов.
Мир лекарственных
растений.
История использования
лекарственных растений.
Командообразование: игры на
сплочение коллектива.
Виды дикорастущих
лекарственных растений
Сахалинской области.
Выход на природу для сбора
лекарственных растений.
Лекарственные растения,
выращиваемые на участках.
Сбор лекарственных растений
на учебно-опытном участке.
Части растений содержащие
биологически активные
вещества. Время сбора.
Сбор и дегустация фито-чаёв.
Агроэкология.
Агроэкосистемы. Роль
отдельных компонентов в
агросистемах: культурные
растения, насекомые,
фитопатогенные грибы, сорные
растения.
Работа на учебно-опытном
участке.

4

8

6

1

-

-

3

1

-

1

1
-

2

1
2

1

-

-

1

п/р

1

-

опрос

-

1

4

4

1

-

-

1

1

-

Распознавание
по картинкам

-

1

экскурсия

1

-

-

1

п/р

1

-

опрос

3
1

1
3
-

-

1

п/р

п/р
Распознавание
по картинкам

4.3

4.4

4.5

4.6
V
5.1

5.2
5.3
5.4
VI
6.1
6.2

VII
7.1

7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
VIII

8.1

Экологические аспекты
интенсификации земледелия:
севообороты, селекция,
применение удобрений,
мелиорация земель, пестициды.
Лабораторная работа
«Сравнение уровня содержания
нитратов в овощах из магазина
и выращенных на участке»
Проблемы производства
экологически-безопасной
продукции. Источники
загрязнения, формы
нахождения в
сельскохозяйственной
продукции и почве.
Работа на учебно-опытном
участке.
Агробизнес
Понятие и структура
агробизнеса. Малые формы
хозяйствования.
Экономическая игра. Бизнес
план. Создание агрофирмы.
Экономическая игра «Рынок».
Реализация овощей и фиточаёв. Технология «Сарафан».
Подготовка участка к зиме.
Осенние работы на участке.
Состояние покоя растений.
Укрывные материалы. Укрытие
теплолюбивых растений:
винограда, роз, клематисов и
др.
Факторы роста и развития
растений.
Особенности физиологии
растений (воздушное и
корневое питание растений,
дыхание растений).
Гидропоника.
Экскурсия в совхоз
«Тепличный»
Растения Красной книги
Сахалинской области.
Викторина «Растения красной
книги»
Опыты по изучению процессов
дыхания и фотосинтеза.
Проектно-исследовательская
деятельность. Формирование
групп.
Выбор темы. Проблематизация.
Целеполагание. Оформление.

6

6

10

10

1

-

-

1

п/р

1

-

тест

-

1

1
1

5
-

опрос

-

1

п/р

-

2
2

п/р
п/р

2
1

4
2

1

2

2

8

1

-

-

3

-

2

1

-

-

1

Распознавание
по картинкам
викторина

-

2

п/р

3

7

3

-

п/р, опрос

Дневник
наблюдений
экскурсия

Проект (1
часть)

8.2

8.3

IX
9.1
9.2

X
10.1
10.2
10.3

10.4
10.5
XI
11.1
11.2
11.3

XII
12.1

12.2
12.3
12.4

XIII
13.1

13.2

(реализация на протяжении
последующих 5 месяцев с
защитой в мае)
Посадка культурных и
комнатных растений для
проектов.
Планирование проектноисследовательской
деятельности. Ведение
дневника наблюдений.
Почва.
Свойства почв. Структура
почвы. Водные свойства почвы.
Определение
гранулометрического состава
почвы.
Почвенные смеси.
Состав и свойства готовых
почвенных смесей.
Упражнения на развитие
коммуникативных навыков.
Смеси для овощных и
цветочных культур. Улучшение
почвы.
Подкормка комнатных
растений.
Определение основных свойств
смесей.
Микрозелень.
Микрозелень: её свойства и
практическое применение.
Просмотр видеороликов по
теме.
Знакомство с технологиями
выращивания микрозелени в
учебном кабинете.
Удобрения.
Основные элементы питания
растений. Основные макро и
микроудобрения.
Органические и
органоминеральные удобрения.
Лабораторная работа по теме
Применение минеральных
удобрений: за и против. Диспут.
Игра.
Агрометеорология и лунный
календарь.
Влияние погоды и климата на
растения. Методы
прогнозирования погоды.
Планирование посадок на
учебно-опытном участке, выбор
сортов с учетом климата района

2

6

8

4

6

-

5

п/р

-

2

Дневник
наблюдений

1
1

1
-

опрос

-

1

п/р

3
1

3
-

-

1

п/р

1

-

опрос

-

1

1

1

2
1

6
1

-

2

опрос

1

3

п/р

2
1

2
-

1

-

опрос

-

1
1

п/р
п/р

2

4

1

-

-

3

п/р

п/р

13.4

13.5

XIV
14.1
14.2
XV
15.1

15.2

15.3
15.4

15.5

15.6

15.7

15.8
XVI
16.1

16.2

16.3

16.4
XVII
17.1

и лунного календаря. Рисунок
или макет. Календарный план
посадок.
Способы влияния на
устойчивость растений к
неблагоприятным почвенноклиматическим условиям.
Народные приметы. Просмотр
мультфильма о сельском
хозяйстве и жизни в селе.
Селекция.
Методы получения новых
сортов и гибридов.
Метод генной модификации.
Фитопатология и
энтомология.
Фитопатология как наука.
Грибы, как возбудители
болезней растений.
Составление памятки
«Основные болезни культурных
растений»
Бактерии.
Практическая работа
«Определение по рисунку
пораженных растений.
Зарисовка объектов».
Энтомология как наука.
Вредители овощных и
плодовых культур.
Практическая работа
«Определение вредителей
сельскохозяйственных
растений»
Методы профилактики
болезней овощных и плодовых
культур.
Практическая работа «Огород
на подоконнике».
Защита растений от болезней,
вредителей и сорняков.
Методы и способы борьбы с
болезнями, вредителями и
сорняками.
Организационные,
механические и химические
мероприятия.
Разнообразие пестицидов и
экономическая эффективность
применения их.
Практическая работа «Огород
на подоконнике».
Семена. Посевные качества
семян.
Изучение строения и хранения

2

10

6

8

опрос

1

-

-

1

1
1

1
-

4

1
6

1

-

-

1

п/р

1
-

1

п/р

1

-

-

1

п/р

1

-

опрос

-

3

Дневник
наблюдений

3

3

1

-

1

-

1

-

опрос

-

3

Дневник
наблюдений

2

6

1

-

п/р

семян. Разнообразие семян.
Практическая работа
«Сортировка и подготовка
семян к посадке».
17.3 Дезинфекция и обогащение
семян.
17.4 Просмотр обучающего видео.
17.5 Посев семян овощей и цветов
на рассаду.
XVIII Субстраты для возделывания
растений.
18.1 Дополнительные субстраты:
торфяные и кокосовые
наполнители. Их свойства,
значение, применение.
18.2 Пересадка всходов комнатных
растений в горшки.
18.3 Дополнительные субстраты:
вермикулит, перлит и др. Их
свойства, значение,
применение.
18.4 Практическая работа «Огород
на подоконнике».
XIX Растениеводство и
земледелие.
19.1 Новые технологии
растениеводства и точное
земледелие. Просмотр видео
«Инновационные и
перспективные технологии в
растениеводстве»
19.2 Агротехника природного
земледелия.
19.3 Практическая работа
«Разработка агротехники
выращивания томатов».
19.4 Особенности возделывания
овощных, плодовых и зерновых
культур.
19.5 Сортировка всходов на рассаду.
17.2

XX
20.1
20.2
20.3
20.4

XXI

Овощеводство и
плодоводство.
Овощеводство, как отрасль
растениеводства.
Ягодоводство, как отрасль
растениеводства.
Плодоводство, как отрасль
растениеводства.
Весенние работы на учебноопытном участке. Подготовка к
посеву овощных и плодовых
культур.
Кислотность и щелочность
почв.

6

6

6

2

п/р

-

2

1

-

-

1
3

2

4

1

-

-

2

1

-

-

2

3

3

1

-

1

-

-

1

п/р

1

-

опрос

-

2

Дневник
наблюдений

3

3

1

-

1

-

1

-

тест

-

3

Дневник
наблюдений

1

1

опрос
Дневник
наблюдений

Дневник
наблюдений
опрос

Дневник
наблюдений

21.1

XXII
22.1
22.2
22.3

22.4

Кислотность почв, способы ее
определения и нейтрализации.
Щелочность почвы: виды,
способы устранения
Экспериментальная
агрономия
Элементы, методики полевого
опыта. Выдача памяток.
Составление обработок почвы
под разные культуры.
Заседание агрофирмы.
Реализация саженцев.
Распределение доходов.
Подведение итогов.
Сорные растения, борьба с
сорняками.

22.5

Защита проектов

22.5

Работа на учебно-опытном
участке (посев овощных и
плодовых культур, высадка
саженцев, народные и
биологические средства защиты
растений и п.р.). Полевой опыт.
Всего

12

1

3

9

1

-

Тест

-

1

п/р

1

1

1

-

2

144

Опрос, п/р

1

-

5

51

93

Распознавание
по картинке и
на участке
Проект (часть
2)
п/р

2.2. Содержание обучения
Раздел 1. Ознакомление с программой. Особенности растительных организмов (10 часов).
Теория: инструктаж по охране труда и технике безопасности при работе в лаборатории (кабинете)
и на учебно-опытном участке; особенности надземной и подземной частей растений. Разнообразие
культурных растений; значение стебля, корня, листьев, цветов, плодов и семян. Метаморфозы корня,
стебля, листа; знакомство с важнейшими сельскохозяйственными культурами Сахалинской области;
выяснение роли зелёных растений в жизни человека; диагностика склонностей и интересов
обучающихся.
Практика: осенние работы на учебно-опытном участке, сбор урожая; изготовление гербария
(сорняки, лекарственные, культурные растения).
Раздел 2. Хранение и переработка овощей и плодов (4 часа).
Теория: способы хранения, методы буртования, квашения, соления, маринование, заморозка,
сушка, консервирование.
Практика: укладка моркови на зиму, соление малосольных огурцов, работа на учебно-опытном
участке.
Раздел 3. Мир лекарственных растений (8 часов).
Теория: история использования лекарственных растений; дикорастущие лекарственные растения
Сахалинской области, где и когда можно их собирать, польза; какие лекарственные растения можно
вырастить на огороде и дома, как правильно сушить и хранить; части растений, содержащие
биологически активные вещества, знакомство с литературой о лекарственных травах.
Практика: сбор доступных в осеннее время года трав, поиск и распознавание трав в поле, лесу;
сбор витаминного фито-чая, дегустация.
Раздел 4. Агроэкология (6 часов).
Теория: агроэкосистемы; роль отдельных компонентов в агросистемах (культурные растения,
насекомые, фитопатогенные грибы, сорные растения); экологические аспекты интенсификации
земледелия, знакомство с понятиями селекция, севооборот, удобрения, мелиорация, пестициды;
проблемы производства экологически безопасной продукции; источники загрязнения, формы нахождения

загрязнений в с/х продукции и почве.
Практика: лабораторная работа «Сравнение уровня содержания нитратов в овощах из магазина и
выращенных на участке», работа на учебно-опытном участке, общее знакомство с тем, как подкормить
растения без использования удобрений промышленного производства, состав почвы на участке,
заготовка компоста.
Раздел 5. Агробизнес (6 часов).
Теория: общие сведения об агробизнесе, структура, формы хозяйствования, составляющие
аграрного бизнеса, типы хозяйств, бизнес-план.
Практика: изучение особенностей организации предпринимательской деятельности в действии,
через игру «Рынок», через создание модели агрофирмы. Первое заседание. Принятие НПА фирмы,
создание ее структуры, определение целей, направлений деятельности, ценовой политики и т.д.;
подготовка к реализации, реклама и продажа фитосборов и с/х продукции, выращенной на участке
(технология «Сарафан», рынок с/х продукции).
Раздел 6. Подготовка участка к зиме (6 часов).
Теория: состояние покоя растений; укрывные материалы, схема действий.
Практика: работа на участке, укрытие фруктовых деревьев, клематисов, винограда и пр.
Раздел 7. Факторы роста и развития растений (10 часов).
Теория: особенности физиологии растений (воздушное и корневое питание растений, дыхание
растений); растения Красной книги Сахалинской области; гидропонные технологии.
Практика: выращивание растений на гидропонной ферме (начало), викторина по растениям
Красной книги, лабораторные опыты по изучению процессов дыхания и фотосинтеза, экскурсия в совхоз
«Тепличный» (для ознакомления с гидропонными технологиями).
Раздел 8. Проектно-исследовательская деятельность. Формирование групп (10 часов).
Теория: обучению методу проектов; выбор темы, проблематизация, целеполагание.
Практика: начало реализации проектов по направлениям «Огород на подоконнике», «Комнатное
растение» (на выбор) или иное; посадка культурных и комнатных растений для эксперимента (томаты,
огурцы, лук, петрушка, клубника и пр., несколько видов комнатных растений). Реализация проектов на
протяжении 5 месяцев с защитой в мае.
Раздел 9. Почва (2 часа).
Теория: свойства почв; структура почвы; водные свойства почвы.
Практика; п/р «Определение гранулометрического состава почвы».
Раздел 10. Почвенные смеси (6 часов).
Теория: состав и свойства готовых почвенных смесей; смеси для овощных и цветочных культур;
улучшение почвы; определение основных свойств смесей.
Практика: уход за растениями, подкормка, игры на развитие коммуникативных навыков, ведение
дневников наблюдений.
Раздел 11. Микрозелень (8 часов).
Теория: микрозелень, ее свойства и практическое применение; технологии выращивания
микрозелени.
Практика: посадка микрозелени. Наблюдение за ростом растений.
Раздел 12. Удобрения (4 часа).
Теория: основные элементы питания растений; микро и макроудобрения; органические и
органоминеральные удобрения.
Практика: лабораторная работа, диспут «Применение минеральных удобрений: за и против»
(игра).
Раздел 13. Агрометеорология и лунный календарь (6 часов).
Теория: влияние погоды и климата на растения; методы прогнозирования погоды; способы
влияния на устойчивость растений к неблагоприятным почвенно-климатическим условиям.
Практика: подборка семян для посадки на участке, планирование участка, создание календарного
плана посадок с учетом лунного календаря и климатических условий. Просмотр советских мультфильмов
о жизни на селе. Беседы о народных приметах.
Раздел 14. Селекция (2 часа).
Теория: общее знакомство с темой; методы получения новых сортов и гибридов; метод генной
модификации, генно-модифицированные продукты.

Раздел 15. Фитопатология и энтомология (10 часов).
Теория: Фитопатология, как наука; грибы, как возбудители болезней растений; бактерии; общая
морфология и физиология возбудителей; энтомология, как наука; морфологические и
биологические
признаки насекомых-вредителей; вредители овощных и плодовых культур.
Практика: составление памятки «Основные болезни культурных растений»; Практическая работа
«Определение вредителей с/х растений», «Определение по рисунку пораженных растений. Зарисовка
объектов», наблюдение за растениями, дневники наблюдений, фото и видеосъемка.
Раздел 16. Защита растений от болезней, вредителей и сорняков (6 часов).
Теория: методы и способы борьбы с болезнями, вредителями и сорняками; организационные,
механические и химические мероприятия; разнообразие пестицидов и экономическая эффективность
применения их.
Практика: наблюдения за ростом и развитием растений, уход за растениями, дневники наблюдений.
Раздел 17. Семена. Посевные качества семян (8 часов).
Теория: изучение строения и хранение семян; разнообразие семян.
Практика: дезинфекция и обогащение семян, посев семян на рассаду. Заседание агрофирмы:
сколько и какие цветы следует посадить для последующей реализации на рынке.
Раздел 18. Субстраты для возделывания растений (6 часов).
Теория: дополнительные субстраты, торфяные и кокосовые наполнители, их свойства, значение,
применение; вермикулит, перлит и др., свойства, значение, применение.
Практика: пересадка всходов комнатных растений в горшки, изготовление подходящей смеси с
использованием субстратов.
Раздел 19. Растениеводство и земледелие (6 часов).
Теория: новые технологии растениеводства и точное земледелие; агротехника природного
земледелия; еще раз о минеральных и органических удобрениях; вред и польза; особенности
возделывания овощных, плодовых и зерновых культур.
Практика: практическая работа «Разработка агротехники выращивания томатов», изготовление
памятки, сортировка всходов на рассаду.
Раздел 20. Овощеводство и плодоводство (6 часов).
Теория: овощеводство и плодоводство, как отрасль растениеводства; биологические особенности и
ботанические свойства овощных и плодовых культур; ягодоводство, как отрасль растениеводства;
ягодные культуры, их биологические особенности.
Практика: весенние работы на учебно-опытном участке.
Раздел 21. Кислотность и щелочность почв (2 часа).
Теория: кислотность и щелочность почв, способы определения и нейтрализации.
Практика: измерение уровня кислотности почвы, устранение в случае необходимости.
Раздел 22. Экспериментальная агрономия (12 часов).
Теория: элементы, методики полевого опыта, выдача памяток. Сорные растения, борьба с
сорняками.
Практика: защита проектов, работа агрофирмы по реализации саженцев цветов, подведение
итогов, работы на участке (вскапывание земли, посев семян и посадка рассады и пр. работы).
2.3. Система оценки достижения планируемых результатов
Уровень теоретической и практической подготовки проверяется по результатам текущей,
промежуточной и итоговой аттестации.
Критерии оценки составлены в соответствии с программой, охватывают все разделы учебного
плана и позволяют определить уровень обучающихся по освоению образовательной программы.
Уровень теоретической и практической подготовки оценивается в балльной системе.
Формы текущей аттестации по теоретической подготовке: опрос, распознавание по картинке,
тестирование – по 1б.
Формы текущей аттестации по практической подготовке: все виды практических работ – по 2б.,
дневник наблюдений – 3б., проект или участие в конкурсе (по виду деятельности) – 4б.
Форма представления результатов промежуточной и итоговой аттестации – индивидуальная
карта обучающегося, в которую вносятся все данные текущей аттестации обучающегося.

Уровень подготовки:
• высокий уровень – обучающийся освоил практически весь материал 100-80%,
предусмотренный программой за конкретный период (полугодие, год);
• средний уровень – у обучающегося объём усвоенного материала составляет 70-50%;
• низкий уровень – обучающийся овладел менее, чем 50% объёма теоретических и
практических знаний, предусмотренных программой.
Обучающимся, освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются
свидетельства, форма которых утверждена локальным актом МБОУДО СЮН г. Долинск Сахалинской
области.
2.4. Календарный учебный график
Год
обучения
1

Дата начала
занятий
15.09.2023

Дата
окончания
занятий
15.06.2024

Кол-во
учебных
недель
36

Кол-во дней

Кол-во
часов

72

144

Режим
занятий
2 раза
неделю

в

3. Организационный раздел
Характеристика помещения для занятий по программе:
учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в
соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и
стеллажи для хранения лабораторного оборудования, учебной литературы и наглядных пособий.
3.1.

Нормативно – правовое обеспечение

Программа разработана в соответствии с правовыми нормативными документами:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

•

•

•

•
•

•

•

•

•

•
•

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от
05.08.2020 № 882/391 « Об организации осуществления образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
14.08.2020
№ 831 «Об утверждении требований к структуре официального сайта
образовательной организации в информационно-телекоммуникационной
сети
«Интернет» и формату представления информации»;
Приказ Минтруда Российской Федерации от 22.09.2021 № 652-н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
11.12.2006
№ 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.03.2016
№ ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»)
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
28.08.2015
№ АК-2563/05 «О методических рекомендациях»( вместе с методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации программ»);
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
26.06.2019
№ 03-1235 «О методических рекомендациях»
«Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по
вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных

16

•
•

программ в сетевой форме» (утв. заместителем министра просвещения
Российской Федерации М.Н. Раковым 28.06.2019 № МР-81/02вн)
Распоряжение Министерства образования Сахалинской области «Об
утверждении методических рекомендаций по проектированию и
реализации дополнительных общеобразовательных программ»
Устав МБОУДО «Станция юных натуралистов» г. Долинск Сахалинской области.
3.2.

•
•
•
•
•
•
•

Методическое обеспечение

схемы составления бизнес-планов;
рабочие тетради для школьников по подготовке и проведению учебноисследовательской деятельности «Навигатор исследователя»;
методическое пособие «Учебный проект»;
методические пособия и инструкции по проведению лабораторных опытов и
практических работ;
журналы, энциклопедии, литература по растениеводству, лекарственным
растениям, красные книги и пр.
фотографии, иллюстрации, аудио-, видеоматериалы;
разработки деловых игр и игр по развитию коммуникационных навыков, навыков
работы в команде
Список литературы

Список
литературы,
использованной
при
написании
программы
и
рекомендованнойпедагогам для освоения данного вида деятельности:
1. Основы технологии сельскохозяйственного производства. Земледелие и
растениеводство: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям
"Землеустройство", "Земел. Кадастр" / В. С. Никляев, В. С. Косинский, В. В. Ткачев, А. А.
Сучилина/ Под ред. В. С. Никляева. - М. : Былина, 2000. - 555 с. - ISBN 5-933 84-013-0.
2. Справочник по огородничеству (Текст) / И. Емельянов, А. Гуцевич, М. Басин, Н.
Трошина, А. Кульченко. – М.: изд. и тип. Профиздата, 1945. - 152 с.
3. Евтефеев, Ю.В. Основы агрономии: учебное пособие для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по специальности 110401 "Зоотехния" / Ю. В. Евтефеев, Г.
М. Казанцев.
– М.: Форум, 2008. - 366 с. - ISBN 978-5-91134-171-8.
4. Чернова, Н.М. Основы экологии : Учеб. для 9-го кл. общеобразоват. учреждений / Н.
М. Чернова, В. М. Галушин, В. М. Константинов. - М. : Просвещение, 1997. - 240 с. - ISBN 509- 007683-9.
5. Филатов, Н.А. Пригородное овощеводство (Текст) / Н. А. Филатов, заслуж. агр.
РСФСР.
– М.: Сельхозгиз, 1959. - 428 с.
6. Сельскохозяйственная энциклопедия (Текст) / ред. совет: Я. А. Анисимов, Н. И.
Вавилов, И. Д. Верменичев... (и др.)/ глав. ред. В. П. Милютин. – М.: Советская энциклопедия
Огиз РСФСР, 1932-1936.
7. Щукин, С.В. Опытническая работа учащихся на учебно-опытном участке (Текст). –
М.:Просвещение, 1971. - 207 с.
8. Сад, огород, цветник (Текст): Советы садоводам / А.А. Христо, Н.Г. Сенина, Г.К.
Машьянова и др. - Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1978. - 256 с.
9. Сельскохозяйственный энциклопедический словарь/ Редкол.: В. К. Месяц (гл. ред.) и
др. - М.: Сов. энцикл., 1989. - 655 с.
Список литературы, рекомендованной обучающимся для успешного освоения

17

данной программы и родителям в целях расширения диапазона образовательного
воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании детей:
1. Герасименко, В.П. Практикум по агроэкологии: учебное пособие для студентов
сельскохозяйственных вузов, обучающихся по специальности 110102 - Агроэкология / В. П.
Герасименко. - Санкт-Петербург [и др.]: Лань, 2009. - 427 с. - ISBN 978-5-8114-0939-6.
2. Витковский, В.Л. Плодовые растения мира = Fruit plants of the world / В. Л.
Витковский; Всерос. НИИ растениеводства им. Н. И. Вавилова (ВИР). - СПб. [и др.] : Лань,
2003. - 591 с. - ISBN 5-8114-0477-8 : 3000
3. Элворти, Джо. Как вырастить свой сад (Текст): для младшего школьного возраста /
Джо Элворти ; иллюстрации Элеанор Тэйлор ; перевод с английского Ирины Трофимовой. –
М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 70 с. - ISBN 978-5-00117-446-2.
4. Рохлов, В.С. Занимательная ботаника: книга для учащихся, учителей и родителей / В.
С. Рохлов, А. В. Теремов, Р. А. Петросова. – М.: АСТ-Пресс, 1998. - 430 с. - ISBN 5-7805-02706.
5. Щербакова, Ю.В. Интеллектуальные игры для школьников. Биология (Текст) : 6+ /
Ю. В. Щербакова, И. С. Козлова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 222 с. - ISBN 978-5-22223830-1
3.3.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Материально-технические условия реализации программы

ноутбук – 2 шт., МФУ, микрофон, акустическая система;
цифровой микроскоп;
программные продукты;
фотоаппарат;
точка беспроводного доступа Интернет;
теплица сезонная;
садовый инвентарь, тачки, контейнеры для рассады, укрывной материал, пленка и
пр.;
учебно-опытный участок – 12 соток;
гидропонная ферма;
аптечка первой помощи;
средства защиты (перчатки, халаты);
комплект лабораторного оборудования «Растения и их среда обитания;
прибор контроля параметров почвы;
коллекция семян культурных растений;
коллекция минеральных удобрений;
коллекция вредителей сельскохозяйственных культур;
муляжи плодово-ягодных культур, корнеплодов;
гербарии
нитратомер
3.4.

Кадровое обеспечение

Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий
высшее образование по специальности «Педагог дополнительного образования».

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».